"Общепринятый смысл" трактовки вильсонизма, как творения блага народам путем их самоопределения и поощрения демократизации (т е экспорта американских "ценностей"), однако, игнорирует тот факт, что 14 Пунктов не предполагали экспорт "ценностей" в чистом виде, но изначально были компромиссом между "ценностями" и "интересами."
Так, п.13, гласящий, что "Нужно создать независимое польское государство, которое должно включить земли, населенные преимущественно поляками, [и] которому необходимо обеспечить свободный и безопасный выход к морю..." уже содержит в себе противоречие, т к требование, чтобы польские земли были населены преимущественно поляками ("ценности") может противоречить необходимости выхода к морю ("интересы"). Ведь что делать, если берег моря сплошь заселен не-поляками? Более того, почему именно Польше должен быть гарантирован выход к морю, а не, скажем, Австрии, о необходимости "полноценного развития" которой говориться в п. 10? П. 11 столь же безоговорочно требует выхода к морю для Сербии (которого впоследствие клинтоновские "вильсонисты" ее лишили). Далее, п. 8 требовал немедленного и безоговорочного возвращения Франции Эльзаса с Лотарингией ("интересы"), лишая их население права на самоопределение ("ценности"). М б, они выбрали бы независимость, а м б более онемеченный Эльзас предпочел бы остаться в составе Германии? Этот пункт, в отличие от некоторых других, был воплощен в жизнь и на практике привел к этнической чистке в Эльзасе--едва ли торжество "ценностей."
Таким образом, в 14 Пунктах просматривается тенденция провозглашать "ценности" глобально, но как только дело доходило до конкретики, начинались уступки "интересам." В этом смысле вся последующая внешняя политика США была одним сплошным "вильсонизмом."