Малиа считает, что на 1м этапе, от Полтавской битвы до Венского конгресса, никакого противопоставления России и "Запада" просто не существовало, т к во-1х, хронологически Россия вошла в Европу практически сразу за Австрией и Пруссией ("Вена и Берлин стали городами европейского значения лишь на каких-то 20 лет раньше Санкт-Петерсбурга"), а во-2х европейская наследственная аристократия видела в России лишь точно такую же наследственную аристократию, которая так же как они одевалась и говорила по-французски. В общем, Россия тогда была органичной частью Европы. Разлом произошел в начале XIX века, когда европейские страны ушли вперед и Россия, с ее Николаем-Палкиным и крепостничеством, стала для европейцев тем символом дикости, которым в XVIII в была Турция.
Глядя на Россию современную, тут можно провести ряд параллелей. Путин, практически "конституционный монарх" и просвященный деспот, обошелся с олигархами примерно как в свое время Людовик XIV с аристократией: урезал права и поставил на службу обществу. В условиях, когда нефть и газ стали последней надеждой экономики, Путин своими меганалогами обеспечил некоторую справедливость распределения петродолларов по стране (индекс Джини, выражающий неравномерность распределения богатства, для России упал с примерно 46 в середине 90х до менее 40 в 2002м!), тем самым он фактически защитил современное Третье Сословие от беспредела олигархов. В то же время он гарантировал и невозврат ко временам КПСС, чего русские не больно-то хотели бы. В свою очередь, Третье Сословие отблагодарило его избирательной поддержкой; при этом оно как бы отказывалось от некоторых свобод в его пользу при условии, что и свобода олигархов будет ограничена. Попытка русских построить гражданское общество снизу в начале 90х закончилась грабительской приватизацией, неудачной чеченской войной, "семибанкирщиной" и дефолтом 98го; одним словом, многие свободы породили многие печали, как в Польше XVIII в. А поддержка Путина, это отказ от свободы ради наводимого сверху порядка и да, ради горсти петродолларов тоже.
Современная западная интеллигенция в своем отношении к России унаследовала от Руссо порицание деспотизма, но, подобно Вольтеру, не видевшему страданий крепостных крестьян, она не увидела лишений, которым русские подверглись в 90е и не могла оценить их разочарования в попытке построить демократическое общество. Соответственно, в России 2000х она увидела лишь отказ от свобод, но не поинтересовалась, ради чего он был сделан. В еще бОльшей степени это относится к эмиграции, особенно еврейской, т к она чаще всего эмигрировала целыми семьями, не оставляя в России родни, которая могла бы быть ее "сенсорами" жизни в России в 90е.
Ну а что касается меня, то у меня пока что нет такого ощущения, что "просвященный деспотизм" Путина и Ко чего-то такого тормозит в России. Как мы видим на примере США, в момент кризиса роль центральной власти резко возрастает; глядишь, кризис пройдет, а там посмотрим. Впрочем, если я чего-то просплю, ущипните.