agasfer (agasfer) wrote,
agasfer
agasfer

Categories:

Путин, Как Защитник Третьего Сословия

Мартин Малиа отмечает, что после подавления Фронды во Франции и прекращения королевско-парламентского бардака в Англии в Европе со 2й половины XXVII века настал, наконец, период относительного затишья, немало способствоваший развитию экономики и культуры. Причем, порядок был установлен сверху, просвященными монархами, которые резко ограничили права наследственной аристократии и церкви, тем самым значительно облегчив жизнь "третьего сословия." Таким образом, основы гражданского общества во Франции были заложены сверху, а не снизу. По этой причине, тогдашняя французская интеллигенция, прежде всего энциклопедисты с Вольтером, как представители "третьего сословия," положительно относились к просвященной монархии, и более того, Вольтер видел свой идеал в просвященных монархах "к востоку от Эльбы" (т е во Фридрихе Великом и прежде всего Екатерине II), т к ставил их выше Людовиков XV-XVI. Ценя Екатирину за ее ум и решительность, Вольтер совершенно не заморачивался бОльшей жесткостью русского общества и дикостью русского крепостничества. Разумеется, со временем просвященная монархия сама стала тормозом для "третьего сословия," и конфликт во Франции привел к революции; но в свое время даже Томас Джефферсон вполне положительно отзывался о просвященной монархии Екатерины, как о временной мере. Соответственно, европейская интеллигенция позже пересмотрела и свое отношения к России. Если для европейцев времен Вольтера Польша была символом неспособного к самоуправлению бардака и ее разделы приветствовались, т к Екатерина гарантировала права польским православным и лютеранам, то для Руссо роли уже поменялись; его идеалом стала Польша, а Россия символизировала деспотизм.

Малиа считает, что на 1м этапе, от Полтавской битвы до Венского конгресса, никакого противопоставления России и "Запада" просто не существовало, т к во-1х, хронологически Россия вошла в Европу практически сразу за Австрией и Пруссией ("Вена и Берлин стали городами европейского значения лишь на каких-то 20 лет раньше Санкт-Петерсбурга"), а во-2х европейская наследственная аристократия видела в России лишь точно такую же наследственную аристократию, которая так же как они одевалась и говорила по-французски. В общем, Россия тогда была органичной частью Европы. Разлом произошел в начале XIX века, когда европейские страны ушли вперед и Россия, с ее Николаем-Палкиным и крепостничеством, стала для европейцев тем символом дикости, которым в XVIII в была Турция.

Глядя на Россию современную, тут можно провести ряд параллелей. Путин, практически "конституционный монарх" и просвященный деспот, обошелся с олигархами примерно как в свое время Людовик XIV с аристократией: урезал права и поставил на службу обществу. В условиях, когда нефть и газ стали последней надеждой экономики, Путин своими меганалогами обеспечил некоторую справедливость распределения петродолларов по стране (индекс Джини, выражающий неравномерность распределения богатства, для России упал с примерно 46 в середине 90х до менее 40 в 2002м!), тем самым он фактически защитил современное Третье Сословие от беспредела олигархов. В то же время он гарантировал и невозврат ко временам КПСС, чего русские не больно-то хотели бы. В свою очередь, Третье Сословие отблагодарило его избирательной поддержкой; при этом оно как бы отказывалось от некоторых свобод в его пользу при условии, что и свобода олигархов будет ограничена. Попытка русских построить гражданское общество снизу в начале 90х закончилась грабительской приватизацией, неудачной чеченской войной, "семибанкирщиной" и дефолтом 98го; одним словом, многие свободы породили многие печали, как в Польше XVIII в. А поддержка Путина, это отказ от свободы ради наводимого сверху порядка и да, ради горсти петродолларов тоже.

Современная западная интеллигенция в своем отношении к России унаследовала от Руссо порицание деспотизма, но, подобно Вольтеру, не видевшему страданий крепостных крестьян, она не увидела лишений, которым русские подверглись в 90е и не могла оценить их разочарования в попытке построить демократическое общество. Соответственно, в России 2000х она увидела лишь отказ от свобод, но не поинтересовалась, ради чего он был сделан. В еще бОльшей степени это относится к эмиграции, особенно еврейской, т к она чаще всего эмигрировала целыми семьями, не оставляя в России родни, которая могла бы быть ее "сенсорами" жизни в России в 90е.

Ну а что касается меня, то у меня пока что нет такого ощущения, что "просвященный деспотизм" Путина и Ко чего-то такого тормозит в России. Как мы видим на примере США, в момент кризиса роль центральной власти резко возрастает; глядишь, кризис пройдет, а там посмотрим. Впрочем, если я чего-то просплю, ущипните.
Subscribe

  • С Фликера

    Ежегодная Супер Гёрл стартовала:

  • Фото Дня

    На сегодня 215 погибших, около 1 млн до сих пор без света.

  • Парадокс СВО

    Одной из постоянных тем шуточек у россиян стала тема "вундервафлей", на которые надеются украинцы, см напр 1, 2, 3 и т п. Однако,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

  • С Фликера

    Ежегодная Супер Гёрл стартовала:

  • Фото Дня

    На сегодня 215 погибших, около 1 млн до сих пор без света.

  • Парадокс СВО

    Одной из постоянных тем шуточек у россиян стала тема "вундервафлей", на которые надеются украинцы, см напр 1, 2, 3 и т п. Однако,…