Интересным примером могут быть генералы французские, которые сделали превратные выводы из Русско-Японской войны, поэтому неправильно приготовились к ПМВ. Полагая, что основой японского успеха была решительность пехоты в наступлении, французский генералитет подготовился к будущей войне надлежащим образом. Франция начала ПМВ, имея 4 тыс замечательных скорострельных 75-мм пушек, которые должны были прямым огнем поддерживать пехоту в наступлении, и лишь 300 орудий более крупного калибра. Последовавший разгром всех французских армий, храбро бросившихся на врага, кроме одной, которая не бросилась, был забыт по одной единственной причине: наступавшие со скоростью черепахи немцы таки не смогли взять Париж. Немцы смогли сделать из РЯВ более правильные выводы, и начали ПМВ, имея 3,5 тыс орудий крупнее трехдюймовки. Более того, немецкая дивизия, единственная из дивизий стран участниц на 1914 г, имела пополам 3-дюймовок и 105-мм гаубиц, позволявших вести огонь с закрытых позиций, а немецкий корпус еще имел дивизион 6-дюймовых гаубиц. Подготовка тевтонов также была получше, т к у французов каждая рота на треть разбавлялась резервистами. В общем, причин можно еще набрать, но французы, при всем их энтузиазме вернуть Эльзас, воевать в 1914 г не умели.
До сих пор не утихают споры, то ли неожиданно быстрая для сонной России мобилизация с последовавшим неудачным наступлением Самсонова-Ренненкампфа спасли Париж; то ли немцам просто овса не хватило бы докормить своих лошадей до французской столицы, но лучшая параллель с разгромом РККА летом-осенью 1941 г, это именно быстрый разгром французских армий в 1914 г.
Для разгрома РККА в 1941 г обычно ищут какое-то тривиальное объяснение. "Демократы" все валят на сталинские чистки и на "Сталин проворонил войну!" (а то б мы им!...), "патриоты" любят сводить к тому, что немцы-де упредили нас в развертывании (а то б мы им!..). Моя точка зрения прошла здесь эволюцию от вульгарно-демократического взгляда (ну а что вы хотели от потомственного интеллигента, который начал свое знакомство с военной истории с "22 июня 1941 г" Некрича? Хе-хе). Подумав какое-то время, я понял, что внезапность тут большой роли не сыграла, т к всяко это было избиение армии, не умевшей воевать, армией, воевать умевшей. Осталось понять причины, по которым РККА воевать не умела. Сталинские чистки быстро отпали, т к вычищенные едва ли чем-то в корне отличались от уцелевших. Какое-то время я полагал, что роковую роль сыграло изгнание и исстребление бОльшей части офицерства в Гражданскую, ибо офицерство должно было быть носителем каких-то базовых знаний, которых, как мне казалось, не хватало РККА, но потом отпало и это.
Видите ли, русская армия воевала в ПМВ не так, как ее западные коллеги. На восточном фронте никогда не было окопного кризиса, как в знаменитых мясорубках фронта западного. Более того, Россия практически вышла из ПМВ до того, как та единственная армия, которая смогла сделать верные выводы из окопного кризиса и научилась как правильно наступать, так и правильно обороняться, применила свои новые знания на практике. Если, конечно, не считать немецкого наступления под Ригой, уроки ПМВ прошли мимо нас; но кто ж смог из Риги извлечь урок? В сент 1917го было уже не до того. Наше отсутствие умения проявилось как в неумении обороняться, так и в неумении наступать на закрепившегося противника в бесконечных позиционных "забытых битвах" 1942-1943 гг. Когда окопный кризис 25 лет спустя пришел к нам, на восточный фронт, мы к нему оказались столь же не готовы, как европейские армии на западном фронте в 1915 г.
В общем, даже если бы царское офицерство в СССР полностью сохранилось, оно едва ли могло усвоить уроки ПМВ, а следовательно, и подготовиться к следующей встряске.