Надо сказать, что немецкое высшее командование в лице Гитлера и OKW нашу Проскуровско-Черновицкую операцию прошляпило, т к решило, что зимняя кампания закончилась, и русские не будут наступать по весенней грязи, в традициях 1942 и 1943 гг. Маннштейн, доживавший последние дни на посту командующего ГА Юг, наступление предвидел, и что смог перебросил на свой левый фланг, где видел главную опасность. И вот 4го марта, возможно, и стало днем рождения поговорки "танки грязи не боятся".
++++++
Днем 25 марта Гитлер устроил Маннштейну разнос по поводу того, что тот "промотал все отправленые ему дивизии, всегда хочет отступать и нигде не может удержаться". Однако на 2й встрече, уже после полуночи, разрешил прорываться окруженной 1й Панцер армии (это то, зачем Маннштейн приехал), и распорядился передать Маннштейну из лелеянных OKW европейских резервов 4 дивизии (II SS Панцеркрпус с новенькими 9й и 10й дивизиями, плюс еще 100ю Егерьскую и 367ю ПД).
++++++
Вообще читать про бои на Украине в зимнюю кампанию 43/44 чрезвычайно интересно, как про любую войну маневра, впрочем. Для немцев кампания была полным стратегическим провалом, т к они действительно нигде не могли удержаться. Причины были не только в возросшей мощи РККА, но и в стратегических просчетах Гитлера, благодаря строгим "нишагуназад" которого немцы ни разу не отошли на подготовленную линию обороны, как сделала ГА Центр при срезании Ржевского выступа, например, или хотябы полуподготовленную (отход ГА Север на "линию Пантера"). Всякий раз, когда немцы пытались зацепиться за реки, они начинали отход слишком поздно, поэтому, когда последние немецкие части откатывались к Днепру (Бугу, Днестру и пр), русские уже успевали создать плацдармы на западном берегу. Я честно говоря, не понимаю, почему об этом периоде мало пишут. Ну ладно, 41год, всем хочется дать объяснение поражениям РККА, столь разгромным; Сталинград канешн привлекает масштабом и неожиданностью, но вот обсцессию Цитаделью я решительно не понимаю. История "блуждающего котла" 1й Панцер армии, например, куда интереснее и драматичнее, чем избиение Ротмистрова под Прохоровкой.