Так, во 2й половине августа Тимошенко начал свой 2й контрудар под Смоленском. Наиболее удачно его провела 19я А Конева, который сконцентрировал 4 стрелковых (50я, 64я, 89я и 91я) и одну танковую дивизию (101ю) так, что каждая наступала на узком фронте в 2-3 км, на участке, который немцы тогда называли условно "восточный фронт 9й [немецкой] Армии". В наступлении также принимал участие 202й Танковый полк (с 3го дня), 45я Кавалерийская дивизия (с 7го дня) и полк из состава 166й СД. 17 августа эти силы обрушились на немецкую 161ю Пехотную дивизию, растянутую по фронту на 15 км, и довольно резво погнали ее от реки Вопь на запад, к реке Царевич. Две другие наши армии, 29я и 30я, тоже начали наступление, но наступали хуже, прежде всего, из-за задержки с прибытием к ним двух свежих дивизий (244й и 246й), что высвечивало одну из проблем РККА в 1941м: транспорт.
В наступлении Конева наиболее положительной оценки заслуживает, однако, не избиение 161й ПД, которая по итогам сражения потеряла более 2/3 личного состава и половину техники, а своевременное приготовление к неизбежному немецкому контрудару. Конев верно оценил как возможный момент, так и место контрудара, на северо-западе созданного им выступа, поэтому вовремя сосредоточил там имевшиеся у него противотанковые средства, и перевел во 2ю линию обороны этого участка 89ю СД, в качестве подпорки.
Его оппонент, ком. 9й А генерал-полковник Адольф Штраусс, в качестве мобильного резерва имел только 900ю Моторизованную (учебную) бригаду и 7ю Панцер дивизию генерал-майора Ганса Эмиля Рихарда Фрайхерра фон Функа с примерно 110 танками в рабочем состоянии. Поскольку 900я бригада уже была задействована в помощь 161й ПД, дело было за 7й Панцер. Первоначально Штраусс хотел ударить с запада, прямо навстречу 19й А, но в последний момент передумал и приказал фон Функу выдвинуться севернее, и ударить с северо-запада, т е в точности там, где этого ожидал Конев. 7я Панцер начала наступать в 2 часа дня 21го, и за 3 дня боев потеряла до 80 танков, ничего не добившись. При этом Конев был настолько уверен в прочности свой обороны, что его 101я ТД и 50я СД продолжали наступать чуть южнее. В итоге, 7я Панцер выдохлась и отступила, сумев, однако, эвакуировать около половины поврежденных танков, а наступление 19й А заглохло лишь с прибытием на ее участок 14й Моторизованной дивизии немцев. Проблем с переброской моторизованных частей у немцев летом не было.
Но успех Конева стал нашим 1м успехом на уровне армии.
И позже, уже в разгар "киевского поворота", армии Тимошенко на западном направлении пытались наступать.
В общем, после разгрома мехкорпусов РККА в приграничных сражениях преимущество немцев было прежде всего в способности перебрасывать свои механизированные части на нужные направления, и рвать оборону там, где было тонко. РККА, почти лишенная танков и слабо обеспеченная автомобильным транспортом, была, похоже, сильно привязана к железным дорогам, поэтому за немцами не успевала. Но там, где успевала, жизнь немцев сахаром не казалась.