По итогам операции Маркет-Гарден в сентябре 44го в Голландии, которую ее автор, британский генерал Монтгомери, объявил "на 90% успешной," принц Бернард прокомментировал, "Моя страна больше не может себе позволить роскошь успехов Монтгомери."
Имелось ввиду, что после значительных разрушений во время боев Маркет Гардена, на голландцев обрушились холод и голод. Зима 44го была суровой, и от голода в Голландии погибло около 25 тыс человек. Причина была в том, что немцы, недовольные той поддержкой, которую голландцы оказывали союзникам, в том чиле, забастовкой железнодорожников, начатой 17го сентября (т е на 4й день Маркет Гардена), реквизировали значительные запасы продовольствия, уменьшив рационы гражданского населения до 500 кал в день. Кроме того, они ограничили все перевозки, поэтому продукты с ферм не могли попасть в города на Западе страны.
Изумленные голландцы не могли понять, почему же союзники их никак не освобождают. "Причина была проста. Немцы были слишком сильны, а местность слишком трудна...и союзники вместо этого повернули к Рейну." Так пишет британский генерал-майор в отставке Майкл Рейнолдс.
Ну и стратегически, недопрорубленный Маркет Гарденом коридор никуда не вел. Те самые 10%, на которые операция была неуспешна, свели ее ценность к нулю (здесь так и хочется изречь что-нибудь по поводу беременной на 90% женщины). Арнхем, который был конечной целью Маркет Гардена, был освобожден союзниками лишь в апреле 45го, через долгих 7 месяцев.
Но интересна симметрия ситуации (кстати и одновременность) с Варшавой и ее оценка. В обоих случаях население проявляет преждевременный энтузиазм по поводу скорого освобождения и напрасно его ждет. Но причины называются в одном случае объективные, в другом субъективные: в Голландии "рельеф и немцы слишком сильны," в Польше ни рельефа, ни немецкой силы, одни лишь сталинские интриги. Хотя масштаб боев как раз был совершенно несравнимый.
В общем, как сказала