Еще одним фактором, возможно, стал еврейский вопрос. Если где-то и возможно честное соревнование и сравнение, то разве что в спорте и на математической олимпиаде. Перепрыгнул или не перепрыгнул, выиграл или не выиграл, решил или не решил, доказал или не доказал - тут парткому делать нечего, тут все на виду. Поэтому, ограничивая допуск евреев к разным другим направлениям карьеры, их автоматически загоняли в математические школы, в ряды учеников этих матшкол и в ряды учителей этих матшкол. Как я понимаю, это только усиливало ощущение избранности Школы, ее противостояния окружающему миру, где нет оценки по объективным критериям, где правит чуждый произвол.
А еще насильно загоняли в шахматисты, и в Союз Композиторов.
UPDT: Что-то наш герой зараппортавался. С одной стороны, "Поэтому, ограничивая допуск евреев к разным другим направлениям карьеры, их автоматически загоняли в математические школы..." а с другой стороны он мне поясняет "...Люди шли в матшколу (точнее, посылали туда своих детей) вовсе не из карьерных соображений..." (выделено жирным мной).